Материал подготовил Владимир Когтев
 
Город Луховицы появился на карте Московской области совсем недавно, в 1957 году. Однако населенный пункт, давший имя городу, существовал здесь несколько веков. Село Луховицы, тогда сельцо Глуховичи, впервые упоминается в 1567-м году в «Сотной грамоте, данной писцами Иваном Юрьевичем Траханнотовым с товарищами на земельные владения рязанского и муромского владыки» (опубликована в «Писцовых книгах Рязанского края XVI—XVII вв.», т.1, вып. 2. Рязань, 1997 г.). Сельцо Глуховичи значится также в качестве владений Рязанского архиепископа и в других, более поздних, архивных документах.
Существуют три версии о происхождении названия села. Первая гласит, что село названо так по своему расположению — в глуши, глухом месте (в прошлом территория края была покрыта лесами). По другой версии свое название село могло получить из-за расположения в центре большой дуги — излучина реки Вобли (славянское «лука» — большая длинная излучины реки). Отсюда — Лукавицы, в дальнейшем — Луховицы).
Третья версия, по которой название «Луховицы» образовалось от антропонима Глухой или Глухов с помощью суффикса –ичи, под влиянием диалектного цоканья превратившегося в –ицы, принадлежит московскому исследователю Е.М. Поспелову.
 
Луховицы до XIX века были обычным, ничем не примечательным селом, где жили пахари и бортники. Свое развитие село получило в середине XIX века, когда через него прошел новый рязанский тракт, а в 70-е годы того же века, примерно в трех километрах от села, построили железную дорогу Москва-Рязань, возле которой образовался пристанционный поселок. Таким образом, село Луховицы оказалось к началу XX века в весьма выгодном положении — на торговых путях, связывающих Москву с востоком и юго-востоком страны. Это привело к развитию торговли и ремесел. Село Луховицы стало волостным центром Зарайского уезда Рязанской губернии. В Луховицы свозились товары и из богатых приокских сел — Дединово, Ловцы, Любичи.
 
Во второй половине XIX века около Луховиц начали добывать торф (Товарищество Герценберга и Струве). На станции и в окрестных деревнях появились сенопрессовальные заводы. Важные перемены произошли в самом характере занятий жителей Луховиц: наряду с земледелием жители все больше занимались торгово-посреднической деятельностью. Неимущие крестьяне нанимались на торфоразработки, на погрузочно-разгрузочные работы на станции и др. Село Луховицы, станция Луховицы и село Подлесная Слобода к началу XX века представляли собой важный экономический центр Рязанской губернии. Увеличивался торговый оборот, росло количество торговых и ремесленных предприятий. Существовало кирпичное, овчинное, крупяное, синельное производства, работала шерстобитка. Еженедельно в Луховицах и Подлесной Слободе проводились базары.
Новый этап в развитии Луховиц относится к концу 20-х годов XX столетия. В 1929 году в связи с преобразованием Московской губернии в Московскую область и передачей ей части земель бывшей Рязанской губернии был образован Луховицкий район с центром на станции Луховицы. С образованием районного центра станционный поселок стал быстро расти. Здесь появились, кроме жилых домов и учреждений, электростанция, больница, клуб, баня, пекарня, леспромхоз, отделение Госбанка, средняя школа, кинотеатр на 250 мест, пожарное депо. С 1931 года начала печататься районная газета «За большевистские темпы» (ныне «Луховицкие вести»), начал работать районный радиоузел.
Интенсивное промышленное развитие Луховиц относится к послевоенному времени. В 1949 году здесь было начато строительство летно-испытательной базы Московского авиационного завода, впоследствии — Луховицкого машиностроительного завода (по производству самолетов), ставшего основным градообразующим предприятием. Надо отметить, что выбор места для строительства нового авиационного предприятия был не случаен. Во-первых, в самом начале войны около деревни Третьяково (недалеко от села Луховицы) был построен полевой аэродром, где базировались самолеты, защищавшие столицу на южном и юго-восточном направлениях. Во-вторых, аэродром, а затем завод, расположены очень удачно — рядом с транспортными магистралями (автодорога, железная дорога) и в то же время не «на виду» (что способствовало обеспечению секретности). Также имелись свободные территории для развития предприятия.
 
Основным направлением деятельности Луховицкого машиностроительного завода стало испытание новейших военных самолетов. В 1953 году в небо над Луховицами поднялся первый самолет ИЛ-28. Этот год и стал годом рождения завода. В 50-70-е годы завод активно развивался. В молодой город приехало много специалистов из других городов страны. С увеличением числа жителей Луховиц началось интенсивное жилищное строительство, развитие социально-культурной сферы.
 
В 1957 году произошло знаменательное событие для жителей Луховиц: рабочий поселок был преобразован в город районного подчинения с тем же названием. В черту города вошли близлежащие поселения: села Луховицы, Злобино, Сушково. И если первоначально город рос и расширялся со стороны станционного поселка, ставшего ныне самой «старой частью», то для современного города особенно показательна застройка его южной части, которую жители Луховиц называют Соцгородом, представляющим собой микрорайон со всеми признаками городской инфраструктуры. В этой части Луховиц проживает большинство жителей города.



Loading...
___________________________