Виктор Николаевич Пивоваров из села Дединово Луховицкого района создает уникальные деревянные челны, традиция изготовления которых восходит, возможно, к двенадцатому веку. Дединово является знаковым местом для отечественного судостроения, ведь именно здесь на берегу Оки в XVII веке была создана первая государственная верфь, с которой сошел первый русский парусный военный корабль «Орел». О своем ремесле, о судьбе первого военного судна и о его модели, сделанной в подарок президенту, читайте в интервью.
– Как вы научились делать челны?
– Когда мне было семь, а брату восемь лет, мы уже самостоятельно
плавали на челнах во время разлива Оки, ставили мережки и ловили рыбу.
Мы жили в лесу на хуторах. В половодье наши дома оказывались как бы на
острове, передвижение было возможно только на челнах, поэтому все
местные жители умели держать в руке весло. Так что я впитал это, можно
сказать, с молоком матери. Раньше в челнах была естественная
необходимость, а потом, когда построили водохранилища и шлюзы, больших
затоплений уже не происходило. Помню, в те годы перед разливом Оки было
принято закупать муку и другие необходимые продукты. Из леса мы уехали в
1970-м году, когда был, как считается, самый большой разлив реки.
Первый свой челн я сделал, когда учился в девятом классе.
– Расскажите о ваших первых деревянных челнах
– Челны раньше часто использовали охотники. Моему отцу после войны
было не до челнов, он не любил охотиться, потому что отстрелял свое на
войне. Мне же дали ружье с патронами, когда мне было всего восемь лет,
чтобы я отпугивал грачей от кукурузы. Конечно, мне с раннего детства
хотелось съездить на охоту, но без челна этого сделать было невозможно.
Когда мы уже переехали из леса, отец договорился с одним стариком дядей
Васей Лазутиным, чтобы он показал нам с братом, как делать челн. Тогда
еще жили в Дединове и округе и другие замечательные мастера, но не было
таких инструментов, как сейчас. Кроме топора и стамесок ничего не
использовали. Мы с братом бегали по выходным из дома за пять километров в
деревню делать свой первый челн. Это было поздней осенью, потому что
челны делают, когда в деревьях останавливается сок. Если заготавливать
тюбку летом, то дерево потом будет лопаться и трескаться. Тюбка – это
старинное название исходного материала для челнов. Самое лучшее дерево
для тюбки – это ветла, потому что она легкая, как пробка. В любом случае
дерево должно быть лиственным и мягким вроде липы, осины или ольхи. Наш
первый челн вышел очень тяжелым, его можно было перемещать только при
помощи трактора. Кроме того, наше судно было недосушенным, проплавали мы
на нем всего года три.
В другой раз мы попробовали сделать челн из цельного дерева. Мы с
братом нашли очень широкую ветлу, которую не могли обхватить вдвоем. Я
придумал этому челну название «Апельсиновая скорлупка», потому что он
был очень легкий. Его можно было в одиночку тащить по земле, по воде, по
снегу – где хочешь, но недостаток был в том, что при управлении его
вертело в разные стороны. Мне пришлось потом его распиливать, вставлять
доску, делать щеки, водорезы, в общем, доводить до ума.
Потом я уже сам начал делать челны. Я подумал: «челны ведь обыкновенные люди делали, почему же я не смогу?» Подобрать материал для челнов раньше было проще, чем сейчас. Бывало, сходишь в лес, заметишь хороший материал, потом выпишешь в лесхозе бумажку, что нужно топливо на дрова. Прежде чем найти хорошее дерево, надо вокруг него походить, постукать, послушать. Некоторые товарищи спилят на вид хорошую липу или осину, а она оказывается гнилой внутри. Как правило, чтобы сделать один челн приходится валить два дерева, чтобы половинки были примерно одинаковыми по размеру. У комля ствол толстый, а дальше он становиться тоньше, и в итоге, если делать из одного ствола, получится как бы однобокий челн. У меня челны, как лебедушки, они так сделаны, что запрыгивают на волну. Приходилось мне видеть у иных мастеров челны с тупыми носами. Запусти такой «гроб» на реку, он в воду будет упираться!
– В чем особенность дединовских челнов?
– Вообще эту технолгию принесли сюда, скорее всего, переселенные в
давние времена на Оку новгородцы. Они, в свою очередь, переняли навык
постройки подобных судов у скандинавов, так что своими корнями
дединовские челны уходят в двенадцатый век. Особенность этой уникальной
технологии в том, что каждый челн состоит из одиннадцати сборных
элементов, скрепленных скобами. В мировой практике лодки обычно делались
из цельного куска дерева. Составной же челн был выгоден тем, что любую
испортившуюся деталь можно было вытащить, вытесать, а потом снова
поставить на скобки. Получался своеобразный конструктор. Важно не
утратить промысел изготовления дединовских челнов, для чего нужна школа.
Мне уже шестьдесят лет, а прочие мастера еще старше. Если мы уйдем, не
оставив знания другим, то эта линия, тянувшаяся с двенадцатого века,
может прерваться.
Четыре года назад в Петербурге проходил конгресс, где собрались почти все гражданские судостроители. Мой друг Владимир Благодатских привозил туда стендовый доклад о дединовских челнах. К нему подошел директор одного завода и заявил: «не может плыть судно, у которого нет шпангоутов и ребер жесткости, поэтому ваши челны не могут существовать с технической точки зрения». Ему пришлось ответить, что такие челны плавали еще задолго до его рождения на протяжении многих веков. На этом же конгрессе мы познакомились с Сивковой Светланой Геннадьевной. Она является директором Музея Мирового океана, который находится в Калининграде. Увидев фото на стенде, она сразу изъявила желание получить один из моих челнов для музея. Представьте себе, они при помощи фельдъегерской службы, проехав через две сухопутные границы, доставили наш дединовский челн в музей в Калининград. Вообще, я считаю, что Дединово – это замечательное место для создания музея окского судостроения. Старые челны все еще можно найти на берегу Оки, надо только собрать их, изучить историю, найти воспоминания о мастерах. Интересно, что в Дединово делали челны одной формы, а в соседних Любичах или Ловцах они уже имели немного другой вид.
– Вы также делали модели военного корабля?
– Да, я сделал несколько таких моделей. Буквально неделю назад отсюда
увезли полутораметровый корабль для нашего президента. Модель корабля
«Орел» заказала для президента матушка из Новодевичьего монастыря,
которая курирует у нас в Дединово церковь. Один мой товарищ показывал
матушке мои прежние модели. Однажды он позвонил мне и сообщил, что
появился клиент, который хочет себе корабль. Потом через день опять
позвонил и добавил, что корабль Новодевичий монастырь заказал для
Путина. Делать такой ответственный заказ мне помогал мой сосед –
художник и резчик по дереву, с которым мы вместе сооружали и другие
модели.
Вообще первый подобный корабль я построил для Луховиц, когда работал
на пилораме. У нас был тогда активный глава администрации, который
задумал нанять специалиста, чтобы сделать трехметровую модель нашего
первого военного корабля «Орел». В итоге, они не сошлись в цене, и
построить модель было предложено мне. Скажу честно, первый корабль дался
тяжело, я никак не мог увидеть форму. Я даже подумал, что зря
согласился. Я так извелся, что этот корабль мне приснился, как
Менделееву его таблица. Как только я увидел модель во сне, работа сразу
пошла как по маслу. Результат всем понравился, и готовый корабль
выставили на общее обозрение в Луховицах во дворце культуры «Старт».
Второго «Орла» я сделал для нашего музея в Дединово, а когда третий
экземпляр заказали для президента, мы с соседом, конечно, постарались.
– Расскажите о первом военном корабле «Орел»
– Если вы откроете реестр боевых кораблей, то увидите, что военно-морской флот России начался с корабля «Орел», который был построен в селе Дединово. Кстати, именно на этом корабле впервые был поднят наш триколор. Чертежей этого корабля нет, потому что в те времена измерения делались веревками. Позже судостроители восстановили облик «Орла» по подобию голландских судов семнадцатого века типа пинаса, которые имели длину примерно двадцать пять метров, ширину шесть с половиной метров и три мачты.
При царе Алексее Михайловиче важным экспортным товаром был шелк-сырец,
который привозили водными путями из Персии армянские купцы. Тогда на
Каспийском море хулиганили казаки Степана Разина. Купцы попросили царя
дать им боевой охранный корабль, чтобы отбивать нападения грабителей.
Стали искать место, где строить такой корабль, потому что это был первый
опыт подобного рода. В Дединово сошлось сразу несколько факторов:
во-первых, наличие леса, во-вторых, проживавшие здесь мастера с большим
опытом строительства челнов и лодок, в-третьих, село располагалось
достаточно близко к Москве. Таким образом, Алексей Михайлович повелел
утвердить первую государственную судостроительную верфь в России в
Дединово на Оке. Когда Петр перенес все свои чаяния в Петербург, эта
верфь, естественно, потеряла свое значение, но военные корабли строились
дединовскими мастерами и дальше. Дело в том, что Петр вывез из нашего
села в Петербург около двухсот семей корабельных мастеров и рыбаков. В
Питере до сих пор есть район Рыбацкое, где стоит памятник, в том числе и
нашим землякам.
– «Орел» выполнил свою охранную миссию?
– Увы, охранный корабль не помог купцам. Когда «Орел» пришел в Астрахань, разинцы разоружили его, забрали себе пушки, а само судно загнали в проток Кутум. Это случилось, потому что в России еще не было специалистов, которые бы могли управлять таким сложным кораблем. У разинцев были легкие десятивесельные чайки с парусом. Они мгновенно вылетали из камышей, заметив торговое судно, а громоздким кораблем с тремя мачтами и таким количеством веревок было очень трудно управлять.
«Орел» благополучно простоял в протоке многие годы. В 1720-е годы
губернатор Астрахани докладывал Петру: «Государь, в протоке Кутум стоит
дюже ветхое морское судно, что делать?» Хотя мачты «Орла» на тот момент
уже погнили, корабль был все-таки государственный. Он не выполнил того,
что должен был сделать в связи с объективными историческими событиями,
но именно от него берет начало военный флот в нашей стране. У нас есть
мечта построить здесь в Дединово реплику легендарного корабля. Конечно,
он только внешне повторял бы облик судна семнадцатого века, а начинка
была бы современной. Интересно было бы пройти в проток Кутум,
договориться с водолазами и посмотреть, не осталось ли что-то от «Орла»
на дне?
– Вы устраиваете сплавы на дединовских челнах?
– На многих мероприятиях, которые проходят в городе близ Оки, катаем людей на дединовских челнах. Как-то мы поехали в село Рожново Зарайского района, где проходило мероприятие, посвященное одной привезенной из дальних мест иконе. На первом челне группы я вез батюшку с иконой, а за нами плыли и другие челны. Два года назад проводили фестиваль «Из Варяг в Вятичи». К нам приехало три исторических клуба из Коломны, Каширы и Ступино. Они поставили свои старинные шатры, а потом мы пошли на челнах по реке Цне. Там вдоль берега нет никаких строений, и было ощущение, что мы действительно перенеслись в древнюю Русь. Фантастическое ощущение было от того, как в полном одиночестве четыре челна плыли по реке. В общем, живу я здесь в стороне от дороги в лесу, можно сказать, но когда ты делаешь что-то хорошее, к тебе люди тянутся.